Бензиновые двигатели 2.4 литра ремонт без снятия с автомобиля Volvo S40/V50
Volvo
S40 / V50
volvo
VOLVO S40/V50
Смазки и рабочие жидкости
Инструменты и приспособления
Безопасность - прежде всего!
Ремонт в дороге
Еженедельные проверки
Смазки и рабочие жидкости
Техобслуживание (бензин дв.)
Техобслуживание (дизель)
Двигатели 1.8 и 2.0 л
Двигатели 2.4 л
Дизельные двигатели
Снятие двигателя и его ремонт
Системы охлаждения, отопления и кондиционер
Системы запуска двигателя
Система зажигания
Сцепление
Приводные валы
Приводные валы
Тормозная система
Подвеска и рулевое управление
Кузов и кузовное оборудование
Электрооборудование кузова
Схемы электрооборудования
Приложения
Размеры и массы
Покупка запасных частей
Идентификация автомобиля
Общие советы по выполнению ремонта
Подъем и фиксация автомобиля
Специальные инструменты и приспособления
Проверка технического состояния автомобиля
Поиск неисправностей на модификациях с дизельными двигателями
Словарь технических терминов
Предметный указатель
 

Бензиновые двигатели 2.4 литра ремонт без снятия с автомобиля

Содержание

Спецификации 2Б*1

Общие сведения 2Б*3

Проверкакомпрессии — описание и анализ результатов 2Б • 3

Ремень привода ГРМ — снятие и установка 2Б*4

Звездочки распредвалов, блоки системы регулировки фаз газораспределения и правые манжеты —

снятие и установка 2Б*7

Левые манжеты распредвалов — замена 2Б • 9

Распредвалы и толкатели — снятие, проверка и установка ...26*9

Головка блока цилиндров — снятие и установка 2Б • 12

Манжеты коленвала — замена 2Б • 13

Масляный насос — снятие, проверка и установка 26*13

Маховик (планшайба) — снятое, проверка и установка 26*13

Опоры силового блока — снятое и установка 26 • 14

Поддон — снятое и установка 26* 14

Выключатель контрольной лампы давления

моторного масла — снятое и установка 26* 15

Замена моторного масла и масляного фильтра см. главу 1А

Проверка и замена ремня привода

вспомогательных агрегатов см. главу 1А

Проверка уровня моторного масла см.«Еженедельные проверки»

Степени сложности

Легко,

доступно новичку |g> с минимальным ^ опытом \

Довольно легко, Jk

доступно

для начинающего ^ с небольшим опытом ^

Довольно сложно, JSs,

доступно компетентному автомеханику ^

Сложно, ^ Очень сложно, <

доступно jN доступно очень jN опытному ^ опытному механику \ автомеханику ^ или профессионалу

Спецификации

Общие сведения

Заводское обозначение двигателей

В5244 S5

В5244 34

Диаметр цилиндра

Ход поршня —

Степень сжатия

Компрессия

Максимально допустимая разница Мощность

B5244 S5 —

В5244 S4

Крутящий момент

B5244S5

В5244 S4

Порядок работы цилиндров

2.4 литра (2435 см3). 20 клапанов

2 4 литра (2435 см3). 20 клапанов

..„.83.0 мм .„.. 93.0 мм

10.3:1

...13... 15 бар ....2 бар

...125 кВт при 6000 об/мин (170 л c.j ... 103 кВт при 5000 об/мин (140 л с.)

... 230 Нм при 4400 об/мин ... 220 Нм при 4000 об/мин 1-2-4-5-3 (первый цилиндр расположен со стороны привода ГРМ)

Направление вращения коленвала

Распределительные валы Впускной Выпускной

Метка (выштампована на хвостовике) PGI PGE

Максимальный подъем 8.65 мм 8.65 мм

Осевой люфт 0.05...0.20 мм 0.05...0.20 мм

Клапаны (холодный двигатель) Впускные Выпускные

Рабочие зазоры (при проверке) 0.15...0.45 мм 0.35 .0 60 мм

Рабочие зазоры (при регулировке] 0.20ю.03 мм 0.40±0.03 мм

Система смазки

Рабочее давление масла (прогретый двигатель]

На холостых оборотах 1.0 бар

При 4000 об/мин. - 3.5 бар

Тип маслянного насоса шестеренчатый, приводится от коленвала

Максимально допустимый зазор

между шестерней и кожухом — 0.35 мм

Свободная длина пружины редукционного клапана — 82 13 мм

.. по часовой стрелке (если смотреть со стороны ГРМ)

Моменты затяжки резьбовых соединений Нм

Болты крепления звездочки распредвала

(без системы регулировки фаз] 20

Болты крепления крышек шатунных подшипников*

Первая стадия.. — — 15

Вторая стадия - 25

Третья стадия довернуть на 100°

Болты крепления шкива к звездочке коленвала *

Первая стадия — 25

Вторая стадия довернуть на 60°

Гайка крепления звездочки коленвала 180

Пробка отверстия для установки блокиратора коленвала 40

Нижняя секция головки к блоку*

Первая стадия 20

вторая стадия 60

Третья стадия - довернуть на 130°

Верхняя секция головки к нижней 14

Планшайба *

Первая стадия - 45

Вторая стадия довернуть на 50°

Опоры двигателя

Правая опора к кузову 90

Правая опора к двигателю Гайка Ml 2

Первая стадия 65

Вторая стадия довернуть на 90°

Гайка М14 133

Гайки креппения левой опоры (М10)

Первая стадия — 35

Вторая стадия довернуть на 90°

Болты крепления певой опоры

М12 80

М14:

Первая стадия 60

Вторая стадия довернуть на 50°

Нижние стяжные болты *

М10 60

М12 - 80

М12 к верхнему лонжерону - 130

Пробка сливного отверстия двигателя 38

Маховик *

Первая стадия - 45

Вторая стадия довернуть на 65°

Впускной коллектор

Верхняя секция 10

Нижняя секция 20

Промежуточная секция к блоку

Затягивать в следующей поспедовательности

М10* 20

М10 45

М8 - 24

М7 17

М10 - довернуть на 90°

Масляный фильтр - 25

Масляный насос к блоку цилиндров — 6

Датчик давления масла - 25

Форсунка подачи масла на поршень 17

Клапан подачи масла на поршень 32

Копесные гайки

Первая стадия 20

Вторая стадия — - 90

Свечи зажигания 28

Передние и задние бопты крепления подрамника

Передние 120

Задние - 280

Задние кронштейны подрамника к кузову 50

Поддон

Поддон к двигателю 17

Поддон к коробке передач

Первая стадия 25

Вторая стадия - 48

Винты крепления крышки ремня привода ГРМ Задние

М7 12

М8 25

Верхние 10

Передние 8

Холостой шкив ремня привода ГРМ 25

Болт крепления натяжителя ремня привода ГРМ (см. текст)

Автомобили, выпущенные до 2006 года 20

Автомобили, выпущенные после 2005 года 24

Центральный винт крепления блока системы

регулировки фаз газораспределения 120

Центральная пробка системы регулировки фаз

газораспределения 35

* Повторно не использовать.

1 Общие сведения

Как пользоваться данной главой

В этой главе приведены процедуры ремонта двигателя, которые можно выполнить, не снимая его с автомобиля. Если двигатель уже снят с автомобиля (см. главу 2Г). то выполнение приведенных ниже процедур значительно упрощается.

Необходимо отметить, что выполнить ремонт некоторых узлов (например, поршней и шатунов) можно и при установленном на автомобиль двигателе. Мы не рекомендуем делать этого, поскольку для выполнения этой задачи необходимо выполнить большой обьем работы. Кроме того, вам будет необходимо тщательно очистить масляные каналы и другие труднодоступные части двигателя. Именно поэтому эти трудоемкие процедуры отнесены к капитальному ремонту двигателя и приведены в главе 2Г.

Последовательности действий при снятии силового бпока и выполнении капитального ремонта приведены в главе 2Г.

Описание двигателя

Описываемые двигатели — с пятью расположенными в ряд цилиндрами, с двумя расположенными сверху распредвалами и четырьмя клапанами на каждый цилиндр (двумя впускными и двумя выпускными). Двигатель расположен поперечно и закреплен на подрамнике. Расшифровка заводских обозначений двигателей достаточно проста. Первая цифра — количество цилиндров, вторая и третья — обьем в литрах, четвертая — количество клапанов на цилиндр. Буква S на конце означает, что двигатель не турбированный. Таким образом, если обозначение двигателя — B5244S, то он пятицилиндровый, объемом 2.4 литра, с четырьмя клапанами на цилиндр и не турбированный.

Двигатель изготовлен из сплава алюминия и состоит из пяти основных секций: гоповки цилиндров, состоящей из двух секций, блока цилиндров, промежуточной секции и поддона Верхняя и нижняя секции головки блока совмещены друг с другом по централь- чой линии распредвалов, а блок цилиндров и промежуточная секция — по оси коленвала Между нижней секцией головки и блоком установлена традиционная прокладка, а функцию прокладок между остальными компонентами выполняет герметик

В блок цилиндров запрессовано пять чугунных гильз цилиндров, которые не подлежат замене Промежуточная секция усилена чугунными вставками.

Распредепитепьные валы приводятся зубчатым ремнем. Натяжение ремня регулируется автоматически (специальным натяжителем). Этим же ремнем приводится помпа системы охлаждения. Все навесное оборудование приводится от шкива коленвала поликлиновым ремнем.

Головка блока—с поперечным потоком. Впускной коллектор находится на передней стороне, а выпускной — на задней. Верхняя секция головки выполняет функции крышки клапанного механизма и распредвалов Распределительные валы расположены между секциями головки. Клапаны приводятся толкателями. Толкатели приводятся непосредственно кулачками валов. Рабочие зазоры клапанов регулируются подбором толкателей требуемой толщины.

На впускной вал установлена система регулировки фаз газораспределения. Звездочка выпускного вала неподвижно зафиксирована на вале.

Коленчатый вал вращается на шести коренных подшипниках скольжения. Шатуны крепятся к шатунным шейкам коленчатого вала также через подшипники скольжения. Осевой люфт вала ограничивается упорными полукольцами, интегрированными во вкладыши пятого коренного подшипника.

Система смазки — полнопоточная. Масло забирается из поддона шестеренчатым насосом, приводимым от коленвала. Масло под давлением подается в фильтр, после чего распределяется по внутренним компонентам двигателя. На все модификации установлен маслоохладитель. Он расположен на задней поверхности поддона.

Ремонтные работы, выполняемые без снятия двигателя с автомобиля

Следующие процедуры можно выполнить, не снимая двигатель с автомобиля:

а] Проверка компрессии.

б) Снятие и установка ремня привода

ГРМ.

в] Замена манжет распредвалов.

г] Снятие и установка распредвалов и толкателей.

д] Снятие и установка головки блока цилиндров.

е] Очистка гоповки блока цилиндров и поршней.

ж] Замена манжет коленвала.

з] Снятие и установка масляного насоса.

и] Снятие и установка маховика, к] Замена опор силового блока.

Перед началом работы тщательно очистите поверхность двигателя (паром или специальными средствами). Таким образом вы предотвратите возможность попадания грязи внутрь двигателя и сохраните чистым инструмент.

Для улучшения доступа к некоторым компонентам мы рекомендуем снять капот (см. главу 11). Перед началом работы накройте прилегающие к моторному отсеку панели [например, крылья) плотной ветошью.

2 Проверка компрессии — описание и анализ % результатов ^

акселератора полностью нажатой. Через несколько оборотов значение компрессии должно достигнуть максимума и стабилизироваться. Запишите полученный результат.

Аналогичным образом измерьте компрессию в остальных цилиндрах, записывая полученные результаты.

Компрессия во всех цилиндрах должна быть практически одинакова. Еспи разница превышает 2 бар, то неисправность есть.

В исправном двигателе показания ком- прессиометра должны увеличиваться быстро. Низкая компрессия при первом такте сжатия, повышающаяся при поспедующих, свидетельствует об износе поршневых колец.

Низкая компрессия при первом такте сжатия, практически не повышающаяся при последующих, свидетельствует об утечке через клапанный механизм ипи пробитой прокладке головки блока (или поврежденной головке блока). Отложения на рабочих сторонах головок клапанов также могут привести к снижению компрессии.

Если компрессия в каком-либо цилиндре мала, попробуйте определить причину этого следующим образом. Залейте чайную ложку моторного масла в цилиндр сквозь отверстие свечи и еще раз проверьте компрессию.

Если компрессия увепичипась. значит изношены поршневые копьца Если показания компрессиометра не изменились, значит или неисправны кпапаны, или повреждена прокладка головки блока.

Если в двух соседних цилиндрах одинаково низкая компрессия! это практически однозначно указывает на повреждение прокладки головки блока цилиндров Если при этом вы обнаружите вмоторном масле следы охлаждающей жидкости, то прокладка точно повреждена.

Если компрессия в одном из ципиндров меньше, чем в остальных, примерно на 20% и при этом двигатель нестабильно работает на оборотах холостого хода, причина может быть в износе кулачка распредвала.

Если компрессия спишком большая, то, скорее всего, внутренние поверхности головки блока цилиндров, клапаны и поршни покрыты угольными отложениями. Если это так, головку необходимо снять и тщательно очистить.

После завершения проверки установите свечи зажигания и подключите проводку

f !

Рас. 3.2. Отверните семь вантоа (типа Тога) а снимите защиту моторного отсека

к датчику положения коленвала. Имейте в виду, что в память блока управления двигателя будут занесены коды соответствующих неисправностей, поэтому после завершения работы обратитесь на станцию обслуживания и удалите их.

3 Ремень

привода ГРМ — снятие и установка ^

Рас. 3.5. Отверните болты (указаны стрелками) и сиимите правую опору силового блока

винтов и снимите защиту моторного отсека (рис. 3.2).

Отверните две пластиковые гайки и винты крепления пластикового подкрылка и снимите его.

Заведите под двигатепь домкрат, поместите на его рычаг деревянный брусок, уприте его в поддон и примите вес сипового бпока. Поднимите расширительный бачок системы охлаждения и отведите в сторону, не отсоединяя шланги

Пометьте ориентацию правой опоры сипового блока относительно кузова, затем отверните болты и снимите опору (рис 3.5).

Отверните винты (типа Тогх), высвободите фиксаторы и снимите крышки ремня привода ГРМ (рис. 3.6,а-д).

Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. главу 1 А).

Рас. З.Б,б винт (указан стрелкой) крелленив

нижней крышки

Временно установите верхнюю внутреннюю крышку ремня привода ГРМ.

Рис. 3.6,д. Снимите нижнюю крышку

Рис. 3.6,т. Снимите наружную крышку

Рас. 3.6,а. Поднамите верхнюю внутреннюю крышку

Рис. 3.10. Выемка (А) на шкаве колеииала должна совместиться с метил! (В), расположенной на иожуие масланого насоса

Рис. 3.9. Совместите метки, нанесенные на звездочка (А), с ответными меткама (В), нанесенными аа крышку

Рас. 3.13,а. Отверните два болта, затем...

Ряс. 3.13,6. ...удержавая шкив...

Рис. 3.13,а отверните центральную гайку

Проворачивайте коленвал по часовой стрелке за болт креппения его шкива до те* пор, пока не совместятся метки, расположенные на звездочках распредвалов и крышке ремня привода ГРМ (рис. 3.9).

При совмещении этих меток должны совместиться и метки, нанесенные на звездочку коленвала и кожух масляного насоса (рис. 310).

Метки, расположенные на звездочках распредвалов, довольно сложно обнаружить, поскольку они небольшие. Метку же, нанесенную на звездочку коленвала, можно увидеть только сверху.

Теперь необходимо снять шкив ко- ленввла Он крепится четырьмя болтами к звездочке и одной гайкой непосредственно к валу.

Ослабьте болты и полностью выверните два из них. Изготовив приспособление, аналогичное представленному на рисунке 3.13,6. зафиксируйте его на шкиве двумя снятыми болтами. Удерживая вал, отверните центральную гайку крепления шкива (рис. 3 13.а-в).

Ослабив гайку, убедитесь в том, что все метки совмещены (см. пп. 9 и 10). Снимите крышку ремня привода ГРМ.

Снимите шкив коленвала. Поскольку шкив посажен внатяг на направляющую, вам может потребоваться сьемник (рис. 315). Не пытайтесь снять шкив, поддев его рычагом. — вы можете его повредить.

Автомобили до 2006 модельного года (номер кузова до 206721 (V50) или до 202464 (S40))

Рис. 3.16. Ослабьте болт (указан стрелкой) крепления натяжителя

Рис. 3.15. Шаив располагается на направляющей (указана стрелкой)

16 Заведите шестигранник на 6 мм в отверстие, расположенное на рычаге натяжителя, затем ослабьте болт крепления натяжителя и поверните натяжитель по часовой стрелке, убрав давление с ремня (рис. 3.16). Если вы собираетесь устанавливать новый ремень, снимите натяжитель. запомнив его ориентацию. Volvo рекомендует менять натяжитель при каждой замене ремня.

Автомобили 2006 (и далее) модельного года (номер кузова от 206722 (V50) или от 202465 (S40))

Отверните болт крепления натяжителя и снимите его. Избавьтесь от натяжителя — Volvo не рекомендует устанавливать его повторно.

Все модификации

Если вы собираетесь устанавливать снимаемый ремень, отметьте на нем направление вращения (при установке его необходимо сохранить). Сведите ремень

Рас. 3.28. Маршрут прокладки ремня

со звездочек и шкивов. Имейте в виду, что доступ к звездочке коленвала очень ограничен. Сняв ремень, ни в коем случае не поворачивайте валы.

Volvo рекомендует менять холостой шкив при каждой замене ремня.

Внимательно осмотрите всю поверхность ремня в поисках повреждений и износа. Особое внимание уделите зубьям. При появлении малейших сомнений 8 его исправности, замените его.

При выполнении капитального ремонта двигателя или если пробег автомобиля после последней замены ремня — более 50 ООО км, ремень следует заменить вне зависимости от его состояния Имейте в виду, что стоимость р'вмня несопоставима со стоимостью капитального ремонта в случае его обрыва.

При обнаружении наповерхности ремня следов масла или охлаждающей жидкости устраните утечку. Тщательно удалите все следы масла или охлаждающей жидкости с прилегающих к ремню узлов.

Рас. 3.31. Удерживая натяжитель шестигранником, затяните гайку его крепленая

Даже если следов утечки охлаждающей жидкости нет. внимательно осмотрите помпу системы охлаждения в поисках следов утечек и износа. Об износе деталей помпы сигнализирует утечка через вентиляционное отверстие, расположенное сверху, за звездочкой (см. главу 3). Утечка охлаждающей жидкости идентифицируется по кристаллическим отложениям белого цвета или цвета жидкости. Мы рекомендуем менять помпу

Рас. 3.30,а. Расположение указателя натяжителя пра различной температуре окружающего воздуха

при каждой замене ремня независимо от ее состояния. Если через некоторое время после замены ремня вы обнаружите следы утечки, ремень придется снимать снова.

Установка и натяжение

24 Перед установкой ремня убедитесь в том, что все метки совмещены [вам придется временно установить верхнюю крышку ремня).

2 5 Установите новый натяжитель. Его вилка должна расположиться над приливом, расположенным на блоке цилиндров.

Автомобили до 2006 модельного года (номер кузова до 206721 (V50) или до 202464 (S40))

Установив рычаг натяжителя в положение «10 часов», от руки затяните болт его крепления.

Установите новый холостой шкив и затяните болты его крепления, приложив требуемые усилия.

Заведите ремень на звездочку коленвала. Удерживая ремень натянутым и не смещая звездочки валов, заведите ремень на холостой шкив, звездочку переднего распредвала, затем звездочку заднего распредвала, звездочку помпы и, наконец, шкив натяжителя (рис. 3.28). Если устанавливаете снятый ранее ремень, сохраните направление его вращения.

Убедитесь в том, что все метки совмещены.

Рас. 3.36. Повернате аатяжатель против часовой стрелка а заведате сверло в отверстае

Шестигранником на 6 мм поверните натяжитель против часовой стрелки, уперев

Рас. 3.30,6. Метка должаа располагаться по центру

указатель в ограничитель, расположенный справа от центральной метки, затем поверните его в противоположном направлении, расположив указатель напротив центральной метки [рис. З.ЗО.а.б). Натяжение следует регулировать только так [сначала уперев указатель в ограничитель).

Удерживая натяжитель шестигранником, затяните болт его крепления, приложив требуемое усилие (рис. 3.31).

Нажмите на ремень в центре длинного пролета и убедитесь в том, что указатель перемещается.

Временно наверните на коленвал гайку крепления шкива и поверните его на два полных оборота. Убедитесь в том, что все метки совместились

Также убедитесь в том, что указатель натяжителя расположен напротив центральной метки Если это не так, ослабьте болт крепления натяжителя и отрегулируйте его положение [см. пл. 30-34).

Автомобили 2006 (и далее) модельного года (номер кузова от 206722 (V50) или от 202465 (S40))

Установите натяжитель и затяните болт его крепления, приложив требуемое усилие.

Поверните рычаг натяжителя против часовой стрелки и заблокируйте его, заведя подходящее сверло сквозь отверстие в рычаге в отверстие на корпусе (когда отверстия совместятся).

Установите новый холостой шкив и затяните болты его крепления, приложив требуемые усилия.

Заведите ремень на звездочку коленвала. Удерживая ремень натянутым и не смещая звездочки валов, заведите ремень на холостой шкив, звездочку переднего распредвала, затем звездочку заднего распредвала, звездочку помпы и, наконец, шкив натяжителя (рис. 3.28). Если устанавливаете снятый ранее ремень, сохраните направление его вращения.

Убедитесь в том, что все метки совмещены.

Извлеките сверло из отверстий натяжителя. Рычаг натяжителя должен при этом натянуть ремень.

Временно наверните на коленвал гайку крепления шкива и поверните его на два

полных оборота. Убедитесь в том. что все метки совместились

Все модификации

Установите шкив на коленвал. Имейте в виду, что он располагается на направляющей Затяните гайку и четыре болта его крепления, приложив требуемые усилия.

Закрепите пластиковый подкрылок.

Установите колесо и опустите автомобиль на землю. Работая в диагональной последовательности, затяните колесные гайки, приложив требуемые усилия.

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.

4 Звездочки

распредвалов, блоки системы регулировки фаз газораспределения и правые манжеты — || снятие и установка ^

Примечание. При выполнении работы вам потребуется приспособление для блокировки распредвалов (каталожный номер 999 5452). Вы можете самостоятельно изготовить его аналог (см. текст]. Не пытайтесь выполнить работу без этого приспособления — вы не сможете правильно выставить фазы газораспределения.

Снятие

Рис. 4.3,а. Отсоедините шланг (указан стрелкой) системы улавливания паров топлива

1 Снимите ремень привода ГРМ (см. параграф 3).

Рис. 4.6. Извлеките заглушки

Рис. 4.3,6. Отведите стопорное кольцо и отсоедините шланг (указан стрелкой) вакуумного усилители

Для получения доступа к левым хвостовикам валов снимите корпус воздушного фильтра с воздуховодами (см. главу 4А].

Сдвиньте стопорные кольца и отсоедините от впускного коллектора шланги вакуумного усилителя и системы улавливания паров топлива (рис. 4.3,а.б) (см. главу 4А).

Отверните восемь винтов (шесть спереди и два сзади), отсоедините проводку от датчика давления в коллекторе и дросселя и снимите коллектор. Для предотвращения возможности попадания грязи внутрь двигателя заглушите все образовавшиеся отверстия.

Снимите клапан системы улавливания паров топлива с подъемной проушины, закрепленной на блоке цилиндров, затем отверните болт крепления кронштейна топливных трубок и два болта крепления проушины. Снимите проушину. Отсоедините от нее проводку кислородного датчика (рис. 4.5).

СОВЕТУЕТ

Толщина 3 мм

Рис. 4.5. Проводка кислородного датчика и клапан системы улавливании паров топлива (указаны стрелками)

Отверткой извлеките заглушки, закрывающие доступ к распредвалам, отверните винты и снимите роторы (рис. 4.6). Удалите все следы вытекшего масла.

Обратите внимание на пропилы, нанесенные на хвостовики распредвалов. Перед тем как приступить к снятию звездочек, распредвалы следует установить таким образом, чтобы пропилы расположились на одной линии, параллельно стыку секций головки. После этого валы следует заблокировать специальным приспособлением. Имейте в виду, что пропилы располагаются не точно на одной линии — один будет немного выше другого.

Приготовьте фирменное приспособление для блокировки валов (номер 999 5452) или изготовьте его аналог (см «Haynes советует» (Приспособление 1)).

J4S768 Размеры необходимо соблюсти

Приспособление 1

Приспособление для блокировки распредвалов можно изготовить следующим образом (размеры приведены на рисунке). Возьмите металлическую полосу или отрезок уголка. Ее длина должна быть примерно равна ширине левой стороны головки. Возьмите металлическую полосу такой толщины, чтобы ее можно было завести в пропилы валов. Отрежьте от этой полосы два отрезка. Просверлите в этих отрезках с одной стороны по два отверстия для крепления к первой полосе. Просверлите ответные отверстия в первой полосе. Притяните отрезки к полосе. Поскольку пропилы валов расположены не точно на одной линии, между полосой и отрезками установите шайбы требуемой толщины. Имейте в виду, что приспособление должно надежно блокировать валы при отворачивании и затягивании болтов крепления звездочек.

Убедитесь в том. что все метки совмещены. Заведите приспособление в пропилы

Рис. 4.19,а. Савв стартер, отвераате заглушку (указана стрелкой!

валов, заблокировав их (рис. 4.9). Возможно. для того чтобы установить приспособление. вам придется немного повернуть валы.

Рис. 4.15. Заведите манжету на вал, рабочей кромкой внутрь

Рис. 4.9. Заведите приспособление в пропилы, нанесенные на хвостовики распредвалов. Оно должно надежно удерживать валы от проворачивания

Приспособление 2

Удерживайте вал, заведя приспособление, представленное на рисунке, в отверстия звездочки.

Рис. 4.19,а. Есла у вас есть таска, можате изготовить аиалот фирменного приспособлении

10 Если вы собираетесь снимать обе звездочки, чтобы нв перепутать их при установке, нанесите на них метки. Впускной вал расположен спереди.

Рис. 4.11. Отверните пробку, затем отвераате ваит

Рас. 4.19,6. Заведате в отверстие специальное приспособление

11 Если вы собираетесь снять звездочку, на которую установлен блок системы регулировки фаз газораспределения, ключом типа Тогх 55 отверните заглушку, расположенную на блоке, затем этим же ключом отверните винт крепления звездочки. Снимите звездочку с вала вместе с блоком системы (рис. 4.11). Удалите все следы вьпекшего масла.

Если вы снимаете звездочку, на которую не установлен блок системы регулировки фаз, отверните три болта ее крепления. Отворачивая болты, удерживайте звездочку (см. «Наупвs советует»(Приспособление 21]. Отвернув болты, снимите звездочку с вала.

Если вы сняли звездочку для замены манжеты, отверткой аккуратно извлеките ее из гнезда. Не повредите поверхность вала.

Установка

Очистите гнездо манжеты. Осмотрите поверхность вала в поисках следов износа и задиров. которые могут привести к быстрому выходу манжеты из строя.

Окуните новую манжету в моторное масло. Заведите ее на вал рабочей кромкой внутрь. Оправкой или торцевой головкой заводите ее в гнездо до тех пор, пока ее наружная поверхность не окажется на одном уровне с поверхностью гнезда (рис. 4.15).

Временно установите верхнюю внутреннюю крышку ремня.

Звездочка с блоком системы регулировки фаз

Убедитесь в том, что метки коленвала совмещены (см. параграф 3). затем поверните его на несколько градусов по часовой стрелке.

Снимите стартер (см. главу 5А).

Выверните заглушку из блока цилиндров и заведите в отверстие приспособление 999 5451 (рис. 4.19,а-в].

Поворачивайте коленвал против часовой стрелки до тех пор, пока он не упрется в установленное приспособление. Метка, нанесенная на звездочку коленвала, должна совместиться с меткой, нанесенной на корпус масляного насоса.

Заведите звездочку с блоком системы регулировки фаз на вал и вверните винт ее крепления. Не затягивайте винт.

Звездочка без блока системы регулировки фаз

Установите звездочку на вал, совместив метки. Вворачивайте болты ее крепления до касания поверхности звездочки. Поскольку отверстия звездочки вытянутые, она должна свободно перемещаться на вале. Убедитесь в том. что метки коленвала совмещены (см. параграф 3].

Обе звездочки

Снимите крышку ремня и установите ремень (см. пп. 24-41 параграфа 3].

Затяните винт крепления звездочки с блоком системы регулировки фаз, приложив требуемое усилие.

Затяните болты крепления второй звездочки, приложив требуемое усилие.

Установите заглушку блока регулировки фаз и затяните ее. приложив требуемое усилие.

Посмотрите на рычаг натяжителя ремня и, при необходимости, отрегулируйте его положение (модификации, выпущенные до 2006 модельного года, см. пп. 26-34 параграфа 3).

Снимите приспособления для блокировки распредвалов и коленвала

Поверните коленвал на два полных оборота и убедитесь, что все метки совместились.

Также убедитесь в том. что указатель натяжителя расположен напротив центральной метки Если это не так. ослабьте болт крепления натяжителя и отрегулируйте его положение (модификации, выпущенные до 2006 модельного года, см, пп. 26-34 параграфа 3).

Рис. Б.2. Снимите юииу заземления головки Рис. Б.З. Отсоедините шланг системы вентиляции картера

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.

Рис. 5.7. Установите новую манжету рабочей кромкой внутрь. Наружная поверхность должна расположиться на одном уровне с поверхностью гнезда

Левые манжеты распредвалов — замена

Для получения доступа к левым хвостовикам валов снимите корпус воздушного фильтра с воздуховодами (см. главу 4А).

Сдвиньте стопорные кольца и отсоедините от впускного коллектора шланги вакуумного усилителя и системы улавливания паров топлива (рис. 4.3,а,б) (см. главу 4А).

Снимите клапан системы улавливания паров топлива с подъемной проушины, закрепленной на блоке цилиндров, затем отверните болт крепления кронштейна топливных трубок и два болта крепления проушины. Снимите проушину. Отсоедините от нее проводку кислородного датчика (рис. 4.5).

Отверткой извлеките заглушки, закрывающие доступ к распредвалам, отверните винты и снимите роторы (рис. 4.6). Удалите все следы вытекшего масла.

Маленькой отверткой или другим инструментом аккуратно извлеките манжету. Не повредите поверхность вала.

Очистите гнездо манжеты. Осмотрите поверхность вала в поисках следов износа и задиров, которые могут привести к быстрому выходу манжеты из строя.

Окуните новую манжету в моторное масло Заведите ее на вал рабочей кромкой внутрь. Оправкой или торцевой головкой заводите ее в гнездо до тех пор, пока ее наружная поверхность не окажется на одном уровне с поверхностью гнезда (рис. 5.7]. Примечание. Если на носке вала есть следы износа, манжету можно установить на 2 мм глубже, переместив ее тем самым на неизношенную поверхность вала.

Установка выполняется в обратной последовательности

Установите корпус воздушного фильтра и воздуховоды.

Распредвалы и толкатели — снятие, проверка и установка

Киянкой обстучите верхнюю секцию, отделив ев от нижней. Можете аккуратно поддеть верхнюю секцию подходящим рычагом за специально предусмотренные приливы. Не пытайтесь завести отвертку или другой инструмент между секциями головки. Имейте в виду, что верхняя секция располагается на нескольких направляющих и отделить ее достаточно сложно.

Отделив верхнюю секцию от нижней, аккуратно поднимите ее. Имейте в виду, что под действием клапанных пружин распредвалы поднимутся.

Снимите уплотнительные кольца со свечных колодцев и избавьтесь от них. При установке следует воспользоваться новыми.

Пометьте распредвалы (чтобы не перепутать при установке) и снимите их вместе с задними манжетами. Края кулачков довольно острые — не порежьтесь.

Снимите манжеты с валов, запомнив глубину их установки.

Приготовьте контейнер, разделенный на 16 частей, или 16 отдельных контейнеров для хранения толкателей.

Нанесите на контейнеры метки, соответствующие номерам цилиндров и расположению толкателей.

Магнитом или присоской извлеките толкатели из гнезд и поместите их в контейнер. Хранить их следует в вертикальном положении (рис. 6.14).

Проверка

Осмотрите кулачки распредвалов в поисках следов износа и повреждений. Наружная поверхность кулачков закалена. Как только она износится, износ значительно ускорится.

Volvo не оговаривает диаметры шеек, а также рабочие зазоры. Однако при обнаружении следов износа или очевидного люфта соответствующий компонент следует заменить.

Рис. 6.5. Болт (указан стрелком) крепленая клапана системы Рас. 6.14. Извлекате толкателе а поместите ак ■ контейнер

регулировка фаз

Осмотрите поверхности толкателей в поисках следов перегрева и повреждений. Имейте в виду, что если вы заменили вал, клапаны или головку блока, необходимо отрегулировать рабочие зазоры клапанов.

Подготовка к установке

Полностью удалите герметик с сопрягаемых поверхностей секций головки. Для этого воспользуйтесь специальной жидкостью и острым тонким ножом. Нив коем случае не используйте скребок — вы повредите поверхность головки. Поскольку прокладка между секциями не устанавливается, их сопрягаемые поверхности должны быть абсолютно чистыми.

Безворсовой ветошью удалите всю грязь, масло и смазку с сопрягаемых поверхностей. Убедитесь в том, что масляные галереи чистые.

Рабочие зазоры клапанов —

проверка и регулировка

Если вы заменили распредвал(ы), клапаны или головку блока, а также если вы притирали клапаны к седлам, рабочие зазоры клапанов необходимо проверить и. при необходимости, отрегулировать.

Установите оба впускных (или выпускных) толкателя клапанов первого цилиндра.

Установите распредвал на место. Кулачки привода клапанов, рабочие зазоры которых вы измеряете, должны быть повернуты вверх.

2 3 Руками прижмите распредвал к поверхности головки. Щупами измерьте зазоры между основаниями кулачков и толкателями. Щуп должен заходить с приложением усилия. Запишите полученные результаты и сравните с приведенными в Спецификациях. Если они отличаются, запишите полученный результат, снимите вал и извлеките соответствующий толкатель. Толщина толкателя нанесена на его внутреннюю поверхность

24 Определив толщину толкателя, вычислите требуемую толщину нового толкателя. Например, если измеренная величина на 0.20 мм больше требуемого, вам потребуется толкатель на 0.20 мм толще, и наоборот. Имейте в виду, что существует величина зазора при проверке (с установленной крышкой головки, ремнем привода ГРМ и т. д.) и величина зазора при регулировке (со снятой крышкой головки, ремнем привода ГРМ и т. д.). Эти величины приведены в Спецификации.

Распредвалы при установке верхней секции головки должны располагаться на ней. Для их фиксации необходимы специальные приспособления. После фиксации валов верхнюю секцию головки следует поместить на нижнюю, равномерно притянуть к ней специальными приспособлениями и зафиксировать болтами. Приготовьте фирменные приспособления (см. начало данного параграфа) или изготовьте их аналоги.

Для фиксации левых хвостовиков валов вам потребуется приспособление, описанное в параграфе 4 [см. «Haynes советует» IПриспособление 1)].

Для фиксации правых хвостовиков валов вам потребуется приспособление (см. «Haynes советует» IПриспособление 3]).

Притянуть верхнюю секцию головки к нижней можно еще двумя приспособлениями (см. «Haynes советует» (Приспособление 41).

Приспособление 3

Для того чтобы зафиксировать валы в верхней секции головки, изготовьте следующее приспособление. Возьмите отрезок пластичной проволоки Iтипа сварочного электрода1 и придайте ему форму, изображенную на рисунке. Установив это приспособление на валы, зафиксируйте его на головке двумя ботами.

Приспособление 4

Рис. Б.38. Поместите новые уплотнительные кольца иа саечиые колодцы Ряс. Б.41. Приспособление дли притигивания яеркие! секции головка

Потребуются два.) Для того чтобы притянуть верхнюю секцию головки к нижней, изготовьте следующие приспособления. Возьмите старую свечу зажигания и отломайте от нее фарфоровый изолятор. Просверлите сквозное отверстие внутри основания свечи и установите в него длинный болт или шпильку. Надежно закрепите бот гайками. Длина болта или шпильки должна быть такой, чтобы он выступал за пределы верхней секции головки, установленной на нижнюю. Возьмите металлическую полосу толщиной 6 мм и длиной, равной ширине верхней секции головки. Просверлите в ней отверстие, установите полосу на болт или шпильку, сверху установите шайбу и наверните гайку.

Установка

Нанесите чистое моторное масло на гнезда толкателей и постели распредвалов.

Установите все толкатели в прежние гнезда [если устанавливаете снятые ранее).

Еще раз осмотрите сопрягаемые поверхности секций головки и убедитесь в их чистоте.

Убедитесь в том, что метки коленвала совмещены.

Валиком с коротким ворсом нанесите тонкий слой специального герметика (каталожный номер 1161 059) на сопрягаемую с нижней секцией поверхность верхней секции головки (только на нее). Герметик нанесите на всю поверхность, но не допускайте его попадания в масляные каналы (рис. 6.33).

Нанесите масло на постели (верхней секции) валов. Не допускайте попадания масла на герметик.

Поместите валы в верхнюю секцию головки на прежние места.

Поверните валы таким образом, чтобы пропилы на их краях расположились параллельно стыку секций головки. Имейте в виду, что пропилы будут расположены не на одной линии (рис. 6.36). Если сориентировать верхнюю секцию так. как она будет установлена, пропил, нанесенный на впускной вал, должен быть выше. Если вы правильно сориентировали валы, два отверстия крепления звезодчки впускного вала должны находиться сверху, а два отверстия крепления звездочки выпускного вала — снизу.

Зафиксируйте левые хвостовики валов на секции головки специальным приспособлением (см. ранее). Зафиксируйте правые хвостовики валов другим специальным приспособлением (см. ранее).

Рис. 6.3Б. Установите валы таким образом, чтобы пропилы расположились на одно! линии (см. теист)

Ряс. G.33. Валиком с коротким иорсом нанесите герметик

Установите новые уплотнительные кольца на свечные колодцы нижней секции головки (рис. 6.38).

Установите верхнюю секцию головки на нижнюю.

Вверните приспособления для притягивания верхней секции к нижней в свечные отверстия первого и пятого цилиндров. Если вы используете самостоятельно изготовленные приспособления, убедитесь в том, что болты не проворачиваются внутри свечей, иначе вы не сможете вывернуть приспособление из отверстия.

Установите на болты металлические полосы, установите шайбы и наверните гайки (см. «Haynes советуетл (Приспособление 2]). Медленно и поочередно затягивайте гайки, прижимая верхнюю секцию к нижней. Вы будете чувствовать довольно существенное сопротивление пружин клапанов. Не допускайте перекоса верхней секции, поскольку при этом она может застрять на направляющих (рис. 6.41).

Вверните болты крепления верхней секции головки и, работая в диагональной последовательности, от центра наружу, затяните их, прикладывая требуемое усилие. Не забудьте закрепить одним из болтов шину заземления.

Затянув болты, выверните приспособления из свечных отверстий и снимите приспособление, фиксирующее правые стороны валов. Левое приспособление не снимайте.

Смажьте рабочие кромки новых манжет и подходящими оправками установите их в соответствующие гнезда на требуемую глубину (наружные стороны манжет должны быть на одном уровне с поверхностью головки). Последовательности действий при установке манжет приведены в параграфах 4 и 5.

Установите звездочки валов, ремень привода ГРМ (см. параграф 4).

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.

После завершения работы проверьте уровень жидкости в системе охлаждения (см. главу 1 А).

7 Головка

блока цилиндров — снятие и установка ^

расширительного бачка от кожуха термостата.

Отсоедините трубку системы охлаждения от порта, расположенного на левой стороне головки.

Действуя в последовательности, указанной на рисунке 7.9, постепенно, не более чем на половину оборота за подход, ослабьте болты крепления головки. Извлеките болты и избавьтесь от них. Поскольку при работе двигателя они подвергаются существенным нагрузкам, их повторное использование не допускается.

Снимите головку с блока. Поскольку клапаны выступают за поверхность головки, расположите ее на деревянных брусках. Снимите прокладку головки.

Последовательность действий при разборке и сборке головки приведена в главе 2Г.

Подготовка к установке

Тщательно очистите сопрягаемые поверхности гопоеки и блока.

Для этого воспопьзуйтесь пластиковым скребком или острым ножом. Удалите остатки прокладки, отложения, а также очистите днища поршней. Имейте в виду, что детали, изготовленные из сплава алюминия, легко повредить.

Рис 7.9. Последовательность отворачавания болтов крепленая

Грязь не должна попасть в каналы системы охлаждения и особенно в масляные каналы. Грязь может вызвать масляное голодание различных компонентов двигателя. Поэтому перед тем, как приступить к очистке, закпейте все отверстия скотчем. Для того чтобы предотвратить попадание грязи в зазоры между поршнями и зеркалами цилиндров, нанесите на зазоры небольшое количество смазки. После очистки поршня кисточкой ипи щеткой удалите всю смазку с зеркал цилиндров и поршней, затем протрите их сухой чистой ветошью

Внимательно осмотрите головку и блок цилиндров в поисках трещин и следов повреждений. Небольшие задиры можно удалить напильником. Если задир глубокий, соответствующий узеп, возможно, придется подвергнуть машинной обработке.

Если вы считаете, что головка покороблена, проверьте это. воспользовавшись поверочной линейкой. При необходимости воспользуйтесь дополнительной информацией, приведенной в главе 2Г.

Убедитесь в том, что все резьбовые отверстия блока — сухие и чистые. Если есть возможность, прогоните все резьбы метчиком. Если метчика нет, нанесите два продольных пропила на резьбу старого болта крепления головки и прогоните резьбы им. В глухих отверстиях не должно быть жидкости, поскольку в противном случае при затягивании болта блок может треснуть.

Установка

Поместите новую прокладку на блок маркировкой ТОР вверх.

Опустите головку на блок, затем нанесите немного масла на резьбы новых болтов. Вверните болты в отверстия и, действуя в последовательности, указанной на рисунке 7.19, затяните их, приложив усилие первой стадии.

Действуя в той же последовательности, затяните болты, приложив усилие второй стадии, затем, воспользовавшись угломером, доверните их на угоп третьей стадии (рис. 7.20).

Удтановите новую прокладку на фланец трубки системы охлаждения и притяните его к головке двумя болтами.

Установите верхний шланг радиатора

Затяните болт крепления крыши ремня привода ГРМ и болт креппения шины заземления.

Надежно затяните болты крепления правой опоры к блоку цилиндров.

Установите распредвалы с толкателями (см. параграф 6). На данном этапе не присоединяйте проводку к аккумулятору.

Установите впускной и выпускной коллекторы (см. главу 4А).

Залейте жидкость в систему охлаждения (см. главу 1А).

8 Манжеты

коленвала — ^

Рас. 8.2. Съемником сведмте фланец с кала Рас. 9.3. Закеднте отвертку под приливы, расположенные на поверкности

насоса, • отделите его от блока

замена ^

9 Масляный насос — снятие, проверка ^ и установка ^

Снятие

1 Выполните действия описанные в пп.

-4 параграфа 8.

Отверните четыре болта крепления насоса к блоку цилиндров.

Заведите отвертку под приливы, расположенные на поверхности насоса, и отделите его от блока (рис. 9.3). Снимите насос, затем снимите прокладку.

Тщательно очистите сопрягаемые поверхности блока и насоса.

Проверка

Отверните два винта крепления секций насоса.

Снимите крышку шестерен с корпуса насоса. Имейте в виду, что при снятии крышки высвободится пружина редукционного клапана.

Снимите пружину и плунжер редукционного клапана, затем извлеките шестерни.

Аккуратно извлеките манжету коленвала из крышки и избавьтесь от нее.

Тщательно очистите компоненты насоса, затем осмотрите их в поисках следов износа.

При обнаружении следов износа или повреждений замените соответствующий компонент. Во время составления данного Руководства информации о длине пружины редукционного клапана, а также о зазорах шестерен насоса не было.

Установите шестерни в корпус насоса. Метка, нанесенная на большую шестерню, должна быть сверху

Нанесите большое количество масла на шестерни, а также на пружину и плунжер редукционного клапана.

Установите новое уплотнительное кольцо на корпус насоса, затем установите крышку и затяните винты ее крепления.

Установка

Воспользовавшись новой прокладкой, установите насос на место. Вверните болты крепления насоса (не затягивайте). Притяните насос к блоку гайкой крепления шкива коленвала, затем затяните болты крепления насоса, приложив требуемое усилие

Нанесите масло на крышку, вал и новую манжету. Установите манжету на место, воспользовавшись оправкой подходящего диаметра.

Установите звездочку коленвала, затем его шкив •

Установите ремень привода ГРМ (см. параграф 3).

10 Маховик

(планшайба] — снятие, проверка к и установка ^

Примечание. При установке воспользуйтесь новыми болтами крепления маховика (планшайбы).

Снятие Маховик

Снимите механическую коробку передач (см. главу 7А).

Снимите сцепление (см. главу 6).

Пометьте положение маховика относительно коленвала — при сборке его необходимо сохранить.

Заблокируйте маховик, заведя отвертку между зубьями его венца. Постепенно, за несколько подходов, ослабьте болты крепления маховика.

Удерживая маховик, полностью отверните болты его крепления. Снимите его и опустите на землю. Имейте в виду, что маховик очень тяжелый.

Планшайба

Снимите автоматическую коробку передач (см. главу 7Б).

Пометьте положение планшайбы относительно коленвала — при сборке его необходимо сохранить.

Отверните болты и снимите планшайбу (см. пл. 4-5).

Проверка Маховик

Если на рабочей поверхности маховика (сопрягаемой с ведомым диском сцепления) есть следы сильного износа, глубоких задиров, а также больших поверхностных трещин, появляющихся в результате перегрева, то маховик следует заменить. Однако если повреждения небольшие, их можно попробовать отшлифовать на станке или наждачной бумагой. В этом случае обратитесь за консультацией на станцию обслуживания. Если зубья венца повреждены, маховик следует заменить.

Планшайба

Внимательно осмотрите поверхность планшайбы. Особое внимание уделите отверстиям болтов ее крепления и венцу. При обнаружении следов повреждений и трещин планшайбу следует заменить.

Установка Маховик

Тщательно очистите сопрягаемые поверхности коленвала и маховика. Прогоните метчиком резьбы отверстий коленвала, удалив все следы клея для резьб.

Рйс. 11.7. Отверните четыре гайки и два болта (указаны стрелками) Рис. 11.10. Отверните два болта и снимите опору (указана стрелкой)

а снимите опорную пластану

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности. Нанесите специальный клей на резьбы новых болтов и затяните их. приложив требуемое усилие. Примечание. Перед тем как вворачивать боты креппения маховика, прижмите его

МММ Если у вас нет метчика, то [иц^^] возьмите старый болт, сде- ^^^^^ лайте на его резьбе два до - СОВЕТУЕТ статочно широких пропила и вверните в отверстие. Остатки клея окажутся в пропилах.

к поверхности коленвала. Не допускайте попадания клея между валом и маховиком.

Установите сцепление (см. главу 6) и коробку передач (см. главу 7 А)

Планшайба

Действуйте в последовательности, приведенной в пп. 11-13 данного параграфа. Различия только в том, что в данном случае отсутствует сцепление, а последовательность действий при установке коробки передач приведена в главе 7Б

11 Опоры

силового блока — ^ снятие и установка ^

Рис. 11.3. Пометьте ориентацию ироиштейна относительно кузоаа

Отверните четыре гайки и два болта и снимите опорную пластину опоры (рис. 11.7).

Отверните центральный болт и снимите опору.

Задняя опора (ограничитель вращения)

Отверните семь винтов и снимите защиту моторного отсека (рис. 3.2).

Отверните два болта и снимите опору (рис. 11.10).

Установка

Установка выполняется в обратной последовательности. Болты и гайки крепления опор затяните, приложив требуемые усилия.

12 Поддон - ^

снятие и установка ^

Снятие

Полностью затяните рычаг стояночного тормоза, поднимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подъем и фиксация автомобипя»). Снимите правое колесо.

Отверните семь винтов и снимите защиту моторного отсека (рис. 3.2).

Слейте моторное масло (см. главу 1 А).

Снимите впускной коллектор (см. главу 4А).

Отверните гайку, извлеките болт и вытяните колодец для измерения уровня моторного масла из поддона.

Маслоохладитель(если есть)крепится к поддону четырьмя болтами. Отверните болты и отведите охладитель назад (рис. 12.6). Удалите все следы вытекшего масла.

Отсоедините проводкуот датчика уровня моторного масла.

Поместите контейнер под насос системы усиления рулевого управления, затем отсоедините от него оба шланга (рис. 12.8). Незамедлительно заглушите все образовавшиеся отверстия.

Отверните болты крепления кронштейна трубок системы усиления рулевого управления к поддону.

Снимите ремень привода компрессора системы кондиционирования (см. главу 1 А).

Отверните болты крепления компрессора и отсоедините его от поддона Подвесьте компрессор в стороне, не отсоединяя от него магистрали.

Отверните винты крепления поддона [за исключением четырех винтов, расположенных на углах, — их следует ослабить на несколько оборотов).

Аккуратно обстучите поддон киянкой и отделите его от блока. Отверните оставшиеся винты и снимите поддон. Снимите уплотнительные кольца, расположенные справа, и избавьтесь от них.

Установка

Рас. 12.6. Болты (указаны стрелками) креплении маслоохладителя Рас. 12.8. Отсоедините шланги системы усаленая рулевого управления

(указаны стрелками)

Тщательно очистите все сопрягаемые поверхности. Тщательно протрите ветошью внутреннюю поверхность поддона.

Валиком с коротким ворсом нанесите тонкий слой герметика (каталожный номер 1161 059-9) на сопрягаемую с блоком поверхность поддона.

Установите новые уплотаигельные кольца, присоедините поддон к блоку и от руки затяните угловые болты его крепления.

Вверните винты крепления поддона к коробке передач и затяните их, приложив требуемое усилие.

Вверните остальные винты крепления поддона и, начиная от коробки передач, затяните их. приложив требуемое усилие.

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности. Имейте в виду следующее:

а) Установите новые уплотнительные кольца на маслоохладитель.

б] Установите новые уплотнительные кольца на шланги системы усиления рулевого управления.

в] Установите новое уплотнительное кольцо на колодец щупа для измерения уровня масла.

г) Замените масляный фильтр и запейте в двигатель новое моторное масло 1см. главу 1А].

13 Выключатель

контрольной лампы давления

моторного масла — Ц снятие и установка ^

Рас. 13.1. Выключатель (указав стрелкой) находится на передней стенке блока цаландров

Расположите автомобиль на горизонтальной поверхности, откройте капот и отсоедините проводку от отрицательной клеммы аккумулятора.

При желании для улучшения доступа можете поднять переднюю часть автомобиля, установить на надежные опоры и снять защиту моторного отсека [рис. 3.2).

Отсоедините проводку от выключателя и выверните его из кожуха фильтра. Удалите все вытекшее масло.

Установка

Установка выполняется в обратной последовательности. Нанесите на резьбу выключателя немного герметика, вверните его и затяните, приложив требуемое усилие. Проверьте уровень моторного масла и, при необходимости, добавьте требуемое количество [см. «Еженедельные проверки»), После завершения работы запустите двигатель, прогрейте его до рабочей темпервтуры и убедитесь в отсутствии утечек.

expert22 для http://rutracker.org

Глава 2 часть В


Хостинг от uCoz