Подвеска и рулевое управление Volvo S40/V50
Volvo
S40 / V50
volvo
VOLVO S40/V50
Смазки и рабочие жидкости
Инструменты и приспособления
Безопасность - прежде всего!
Ремонт в дороге
Еженедельные проверки
Смазки и рабочие жидкости
Техобслуживание (бензин дв.)
Техобслуживание (дизель)
Двигатели 1.8 и 2.0 л
Двигатели 2.4 л
Дизельные двигатели
Снятие двигателя и его ремонт
Системы охлаждения, отопления и кондиционер
Системы запуска двигателя
Система зажигания
Сцепление
Приводные валы
Приводные валы
Тормозная система
Подвеска и рулевое управление
Кузов и кузовное оборудование
Электрооборудование кузова
Схемы электрооборудования
Приложения
Размеры и массы
Покупка запасных частей
Идентификация автомобиля
Общие советы по выполнению ремонта
Подъем и фиксация автомобиля
Специальные инструменты и приспособления
Проверка технического состояния автомобиля
Поиск неисправностей на модификациях с дизельными двигателями
Словарь технических терминов
Предметный указатель
 

Подвеска и рулевое управление

Содержание

Спецификации 10*1

Общие сведения 10 • 2

Передний ступичный узел и подшипник —

снятие и установка 10*3

Стойка передней подвески — снятие и установка 10*4

Стойка передней подвески — разборка, проверка и сборка ....10*5

Поперечный рычаг и шаровый шарнир передней подвески — снятие, ремонт и установка 10*6

Передний стабилизатор поперечной устойчивости —

снятие и установка 10*6

Задний ступичный подшипник — замена 10*7

Задний ступичный узеп и продольный рычаг —

снятие и установка 10*8

Заднийамортизатор — снятие и установка 10*8

Пружина задней подвески — снятие и установка 10*9

Рычаги задней подвески — снятие и установка 10*9

Задний стабилизатор поперечной устойчивости —

снятие и установка 10 • 10

Рулевое колесо — снятие и установка 10*10

Рулевая копонка — снятие и установка 10*11

Рупевой механизм — снятие и установка 10*12

Пыпьники рупевого механизма — замена 10*12

Система усиления рупевого управления — удаление воздуха ...10*13

Электронный блок и насос системы усиления

рупевого управления — снятие и установка 10*13

Наконечник рулевой тяги — снятие и установка 10*14

Углы установки колес — общие сведения 10*14

Обслуживание колес и проверка

давпения в шинах см.«Еженедельные проверки•

Провврка подвески и рупевого управления см. главу 1А ипи 1Б

Проверка уровня жидкости системы усиления

рупевого управления см. «Еженедельные проверки»

Степени сложности

Легко,

доступно новичку / с минимальным iv опытом ^

Довольно легко, ^

доступно

для начинающего ^ с небольшим опытом \

Довольно сложно, ^

доступно ^ компетентному ^ автомеханику \

Сложно,

доступно jS опытному ^ автомеханику ^

Очень сложно, Л^

доступно очень jS опытному механику \ или профессионалу \

Спецификации

Передняя подвеска

Тип независимая, со стойками типа МакФерсона. На все модификации

установлен стабилизатор поперечной устойчивости

Задняя подвеска

Тип независимая, многорычажная, с телескопическими амортизаторами и пружинами. На все модификации установлен стабилизатор поперечной устойчивости

Рулевое управление

Тип реечного типа, с системой усиления

Рабочая жидкость ом. «Смазки и рабочие жидкостии

Углы установки колес

Передние Развал

Стандартные модификации -0.6° ± 0.7°

Спортивные модификации -09° * 0.7°

Кастор (угол продольного наклона оси стойки]

Стандартные модификации 3.6° 11.5°

Спортивные модификации „..4.0° ± 15°

Схождение- .....0.2° ±0.1°

Задние Развал

Стандартные модификации -1.5° ± 1.0°

Спортивные модификации -1.9° 11.0°

Схождение 0.3° ± 0.1 °

Колеса

Давление в шинах указано на средней стойке кузова со стороны водителя

Моменты затяжки резьбовых соединений Нм

Передняя подвеска

Датчик ABS 10

Болты крепления скоб стабилизатора* — — — 50

Гайки шарниров стоек стабилизатора* 50

Гайка крепления шарового шарнира к ступичному узлу* 70

Болты крепления скобы суппорта* 120

Поперечный рычаг к подрамнику* Задний болт

Первая стадия. — - 60

Вторая стадия довернуть на 90°

Передний болт. 175

Винт приводного вала *

Первая стадия 35

Вторая стадия довернуть не 90°

Болты крепления задней опоры силового блока

М10 - 60

М12 80

Болты крепления подрамника *

Передние — — — 120

Задние —— 260

Звдние кронштейны подрамника к кузову. 25

Гайка крепления штока амортизатора * - 50

Болты крепления стойки подвески к ступичному узлу — 90

Верхние гайки крепления стойки подвески 30

Задняя подвеска

Болты крепления стабилизатора к подрамнику.. 50

Болты крепления стабилизатора к поперечным рычагам 50

Болт крепления продольного рычага к кузову — 120

Нижний поперечный рычвг к кузову 115

Нижний поперечный рычаг к подрамнику 90

Ступичный узел... - 55

Нижний болт крепления амортизатора

Стандартная подвеска - 115

Подвеска Nivomat — 225

Верхние болты крепления амортизатора 25

Верхняя гайка крепления амортизатора *

Стандартная подвеска 25

Подвеска Nivomat 60

Поперечная тяга - 115

Верхний поперечный рычаг к ступичному узлу и подрамнику 115

Рулевое управление

Болты крепления насоса системы усиления - 25

Болты крепления рулевой колонки * 25

Болты крепления рулевого механизма 80

Болт крепления рулевого колеса * — 65

Стяжной болт крепления шарнира рулевой колонки* 25

Гайки крепления пальцев шарниров наконечников рулевых тяг* 50

Стопорные гайки рулевых тяг 70

Колеса Колесные гайки

Первая стадия - 20

8торая стадия 90

* Повторно не использовать.

1 Общие сведения

Подвеска передних колес — независимая, типа МакФврсона. В подвеске этого типа телескопический амортизатор и пружина объединены в разборный узел, называемый стойкой. Снизу стойки присоединены к поперечным рычагам через шаровые шарниры. Рычаги крепятся к подрамнику через резиновые втулки. Снизу к стойкам присоединены ступичные узлы, внутри которых расположены подшипники качения. На ступичные узлы установлены суппорты и диски тормозной системы На все модификации установлен передний стабилизатор поперечной устойчивости. К подрамнику стабилизатор присоединяется через резиновые втулки, а к стойкам подвески — через стойки (рис. 1.1).

Подвеске задних колес — независимая. многорычажная. Два поперечных рычага присоединяются к ступичному узлу и подрамнику через резиновые втулки. Продольный рычаг присоединен к кузову и ступичному узлу. С каждой стороны также установлена поперечная тяга. Цилиндри-

Рас. 1.1. Передала подвеска

Опорный подшипник, опора стойки и опора пружины 7 Ступичный узел

Втулка 8 Подрамник

Скоба 9 Втулка

Стабилизатор поперечной устойчивости 10 Поперечный рычаг

Пружина 11 Шаровый шарнир

Н46424

Верхний поперечный рычаг

Поперечная тяга

Продольный рычаг и ступичный узел

3 Нижняя опора пружины 12 Стойка МакФерсона

Рас. 1.2. Заднаа подвеска

Нижний поперечный рычаг

Подрамник

Стабилизатор поперечной устойчивости

Н46425

Датчик ABS

ческие пружины установлены между нижним поперечным рычагом и подрамником, а телескопические амортизаторы — между ступичным узлом и кузовом (рис. 1.2).

Рас. 2.2. Ослабьте вант крепления праводиого вала

На все модификации установлена система усиления рулевого управления. Давление в ней создает специальный электрический насос, управляемый блоком системы

2 Передний ступичный узел и подшипник — % снятие и установка ^

Примечание. Ступичные подшипники—необслуживаемые. двухрядные. Подшипники являются неотъемлемыми частями ступиц и отдельно н" поставляются.

Снятие

Оспаоьте гайки крепления соответствующего колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подъем и фиксация автомобиля»). Снимите колесо.

Отверните винт крепления приводного вала к ступице (рис. 2.2). Отворачивая винт, попросите ассистента нажать и удерживать педаль тормоза. Избавьтесь от винта — при установке необходимо воспользоваться новым.

Снимите тормозной диск (см. главу 9).

Отверните четыре винта и снимите щиток тормозного механизма.

Отверните гайку крепления пальца шарового шарнира наконечника рулевой тяги и высвободите палец из ступичного узла. При необходимости можете воспользоваться сьемником (рис. 19.3,а.б).

Отсоедините проводку от датчика ABS, отверните винт (типа Тогх) и снимите датчик со ступичного узла (см. главу 9).

Ослабьте гайку (верхняя сторона гайки должна расположиться на одном уровне с торцом пальца) креппения пальца шарнира поперечного рычага к ступичному узлу. Сьемником высвободите палец из ступичного узла.Если при отворачивании гайки палец начал проворачиваться, удерживайте его шестигранником (гнездо — в торце пальца). Полностью отверните гайку (рис. 2.7).

Рнс. 2.7. Съемником высвободите палец Рас. 2.9. Опустите рычаг вваз, сдвиньте Рис. 2.10,а. Отвернув болт, разведете снобу

шарнира аз ступичного узла ступичный узел наружу а извлеките из него вал большой отвертвой

Монтировкой опустите рычаг, высвободите палец шарнира рычага из ступичного узла и отведите ступичный узел в сторону. Не повредите пыльник шарового шарнира

Отведите ступичный узел наружу и высвободите из него шарнир приводного вала (рис. 2.9).

Отвврнитв болт крепления ступичного узла к стойке подвески. Заведите жало плоской отвертки внутрь скобы стойки и слегка разведите ее. одновременно смещая вниз ступичный узел. Обратите внимание на ориентацию болта — головкой вперед (рис. 2.10,а,б).

Теперь можно извлечь подшипник вместе со ступицей из ступичного узла. Имейте в виду, что без специального приспособления (каталожный номер 999 7090) завести новую ступицу в ступичный узел вы не сможете (рис. 2.11 .а.б). При снятии ступицы подшипник будет поврежден, поэтому устанавливать его повторно нельзя.

Установка

Перед тем как приступить к установке, тщательно очистите шлицы хвостовика шарнира приводного вала и сопрягаемую со ступицей поверхность ступичного узла.

Установке выполняется в обратной последовательности. Имейте в виду следующее:

а] Тщательно очистите сопрягаемые поверхности ступицы и тормозного диска. Установите диск, совместив метки.

61 Воспользуйтесь новым винтом креппения приводного вала, в) Тщательно очистите поверхность датчика АВЗи сопрягаемую с ним поверхность ступичного узла

г] Болты и гайки затягивайте, прикладывая требуемые усилия (если оговорены1. См. также Спецификации к главе 9.

3 Стойка передней

подвески — fe

снятие и установка ^

Снятие

Ослабьте гайки крепления соответствующего колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подъем и фиксация автомобиля»). Снимите колесо.

Отверните винт крепления приводного вала к ступице (рис. 2.2). Отворачивая винт, попросите ассистента нажать и удерживать педаль тормоза Избавьтесь

Рвс. 2.10,6. Аккуратно отделите ступичный узел от стойив

Рис. 2.11,6. Дпи устааовна ступацы также иеобяодимо специальиое приспособление

Рве. 2.11,а. Уперев ступичный узел в специальное приспособление, выдаввте аз него ступицу с подшипником

Рис. 2.11,в. Поместате ступичный узел Рис. 2.11,г... напрессуйте ступичный узел... Рис. 2.11 д. ...на подшипник

на ступицу и...

от винта — при установке необходимо воспользоваться новым

Ослабьте гайку (верхняя сторона гайки должна расположиться на одном уровне с торцом пальца) крепления пальца шарнира поперечного рычага к ступичному узлу. Съемником высвободите палец из ступичного узла. Если при отворачивании гайки палец начал проворачиваться, удерживайте его шестигранником (гнездо — в торце пальца). Полностью отверните гайку (рис. 2.7).

Монтировкой опустите рычаг, высвободите палец шарнира рычага из ступичного узла и отведите ступичный узел в сторону (рис. 3.4). Не повредите пыльник шарового шарнира.

Отверните два болта крепления кронштейна суппорта к ступичному узлу и сведите суппорт с диска. Подвесьте его в стороне, не натягивая тормозной шланг.

Отведите ступичный узел наружу и высвободите из него шарнир приводного вала.

Отверните гайку крепления пальца шарнира стойки стабилизатора к стойке подвески. Если при отворачивании гайки палец начал проворачиваться, удерживайте его шестигранником (гнездо — в торце пальца) (рис. 3.7).

Отверните болт крепления ступичного узла к стойке подвески. Заведите жало плоской отвертки внутрь скобы стойки и слегка разведите его в стороны, одновременно смещая вниз ступичный узел. Обратите внимание на ориентацию болта — головкой вперед (рис. 2.10,а,б).

Работая в моторном отсеке, снимите с гаек крепления растяжки (если установлена) пластиковые заглушки. Отверните гайки и снимите растяжку (рис. 3.9).

Отверните три верхних болта крепления стойки подвески (не отворачивайте гайку крепления штока амортизатора) (рис. 3.10). Избавьтесь от болтов — при установке необходимо воспользоваться новыми.

Извлеките стойку из арки.

Установка

Установка выполняется в обратной последовательности. Имейте в виду следующее:

Рис. 3.7. Отверните гайку крепленая пальца шарнира стойка стабалазатора к стойке подвеска

Рас. 3.4. Опустате поперечный рычаг, высвободив палец шарнира (указан стрелкой) аз ступичного узла

Рис. 3.9. Снимите заглушка, затем отверните гайки и снимите растяжку

а) Болты и гайки затягивайте, прикладывая требуемые усилия tесли ого- ворены].

б] После завершения работы проверьте и, при необходимости, отрегулируйте направление светового пуча фар.

4 Стойка передней подвески —

разборка, проверка ^ и сборка ^

А

Внимание! Для выполнения этой операции вам потребуется съемник пружин. Не пытайтесь разобрать стойку, не сжав предварительно пружину, — вы можете получить травму Мили) повредить стойку.

Рас. 3.10. Удерживая стоаиу подвеска, отверните болт и две гайки (указаны стрелкама). Извлекате стойку аз арка

Разборка

Снимите стойку (см. параграф 3).

Отверните гайку крепления штока амортизатора на половину оборота. При необходимости удерживайте шток от проворачивания шестигранником (рис. 4.2). Не отворачивайте гайку полностью.

Установите сьемник пружины и сожмите пружину, убрав давление с ее опор (рис. 4.3).

Отверните гайку крепления штока амортизатора. Пометьте ориентацию пружины относительно обеих опор (рис 4.4). Избавьтесь от гайки — при установке необходимо воспользоваться новой.

Снимите опору пружины/стойки, затем отбойник, пыльник, пружину (рис. 4.5). Не пытайтесь отсоединить верхнюю опору пружины от опоры стойки — вы можете потерять шарики опорного подшипника.

Рас. 4.2. Удержавая шток шестагранниаом, ослабьте гайку его крепленая

Рас. 4.3. Установите приспособления на пружину

Рис. 4.4. Пометьте ориентацию пружины относательно опор

Проверка

Полностью разобрав стойку, осмотрите все ее компоненты в поисках следов износа и повреждений. При обнаружении этих следов замените соответствующий компонент.

Осмотрите шток и поверхность амортизатора в поисках следов утечек и повреждений. Проверьте его работоспособ- ность следующим образом. Удерживая амортизатор в вертикальном положении, сначала несколько раз полностью выдвиньте и задвиньте шток. Затем выдвигайте и задвигайте шток за несколько раз (по 50- 100 мм). В обоих случаях сопротивление должно быть постоянным. Если сопротивление неравномерное или вы обнаружили очевидные следы утечек, амортизатор следует заменить.

Если вы сомневаетесь в исправности пружины, постепенно ослабьте сьемник, снимите его и осмотрите поверхность пружины в поисках следов повреждений. Минимально допустимая длина пружины не оговаривается, однако вы можете сравнить ее с новой. При обнаружении следов повреждений, а также если длина пружины значительно меньше длины новой, замените ее.

Осмотрите также все остальные детали стойки. Замените изношенные или поврежденные.

Рис. 5.5,6. Задние болты крепления рычага (указаны стрелками)

Рас. 5.5,а. Парадна! болт (указан стрелкой) крепления поперечного рычага

Если вы собираетесь установить новый амортизатор, непосредственно перед установкой расположите его вертикально и несколько раз полностью выдвиньте и задвиньте шток.

Сборка

11 Установка выполняется в обратной последовательности. Перед установкой пружины сожмите ее. Правильно рвспо- ложите пружину на опорах (рис. 4.11,а,б). Гайку крепления штока амортизатора и болты крепления стойки затяните, приложив требуемые усилия.

5 Поперечный рычаг и шаровый шарнир передней подвески — снятие, ремонт и установка ^

Примечание. Шаровый шарнир поставляется только в сборе с рычагом.

Снятие

Ослабьте гайки крепления соответствующего колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подъем и фиксация автомобиля»). Снимите колесо. Отверните семь винтов и снимите защиту моторного отсека.

Отверните винт крепления приводного вала к ступице (рис. 2.2). Отворачивая винт, попросите ассистента нажать и удерживать педаль тормоза. Винт выбросьте—при установке необходимо воспользоваться новым.

Ослабьте гайку (верхняя сторона гайки должна расположиться на одном уровне с торцом пвльцв) крепления пальца шарнира поперечного рычага к ступичному узлу Съемником высвободите палец из ступичного узле. Если при отворачивании гайки палец начал проворачиваться, удерживайте его шестигранником (гнездо — в торце пальце). Полностью отверните гайку (рис. 2.7).

Монтировкой опустите рычаг, высвободите палец шарнира рычага из ступичного узла и отведите ступичный узел в сторону. Не повредите пыльник шарового шарнира.

Отверните две болта задней скобы крепления рычага к кузову, затем передний болт крепления рычага. Извлеките рычаг из-под автомобиля (рис. 5.5,а,б). Избавьтесь от болтов — при установке необходимо воспользоваться новыми.

Ремонт

Тщательно очистите поверхность рычага Внимательно осмотрите его в поисках следов износа и повреждений. Особое внимание уделите втулкам и их гнездам.

Менять втулки следует на станции обслуживания. Для их снятия и установки необходим пресс, а устанавливать их следует на определенную глубину.

Установка

Затяните новые болты крепления рычага к кузову, приложив требуемые усилия.

Заведите палец шарнира в гнездо и затяните новую гайку его крепления, приложив требуемое усилие.

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности

6 Передний стабилизатор поперечной

устойчивости — % снятие и установка ^

Ослабьте гайки крепления соответствующего колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подъем и фиксация автомобиля»). Снимите колесо. Отверните семь винтов и снимите защиту моторного отсека (рис. 6.1).

Отверните винт крепления приводного вала к ступице (рис. 2.2). Отворачивая винт, попросите ассистента нажать и удерживать педаль тормоза. Избавьтесь от винта — при

f t 't

Рис. 6.10. Отиерннте болты обоик кроиштейнои креплении подрамника

Ч If /

Рас. Б.8. Отверните передние болты креппения подрамника примерно на шесть оборотов

I i

Рис. B.I. Отверните семь винтов (указаны стрелкамв) и снимите защиту моторного отсека

Рас. 6.12. Отверните болты сиоб ирепления стабилизатора (гайка болта вреплеиии одной из своб уиазаиа стрелкой)

установке необходимо воспользоваться новым. Сместите вал внутрь ступицы на 10-15 мм.

Ослабьте гайку (верхняя сторона гайки должна расположиться на одном уровне с торцом папьца) крепления пальца шарнира поперечного рычага к ступичному узлу. Сьемником высвободите палец из ступичного узла. Если при отворачивании гайки палец начал проворачиваться, удерживайте его шестигранником [гнездо—в торце папьца). Полностью отверните гайку (рис. 2.7).

Монтировкой опустите рычаг, высвободите палец шарнира рычага из ступичного узла и отведите ступичный узеп в сторону (рис. 3.4). Не повредите пыпьник шарового шарнира.

Отвврните болты крепления рулевого механизма к подрамнику (по одному с каждой стороны), отведите механизм в сторону и подвяжите к кузову (рис. 15.11).

Отверните гайки креппения стоек ста- бипизатора к стабипизатору.

Заведите гидравпический домкрат под подрамник и уприте рычаг в его заднюю сторону. Примите вес подрамника на домкрат

Отверните передние болты крепления подрамника к кузову (по одному с каждой стороны) примерно на шесть оборотов (рис. 6.8). Имейте в виду, что при установке эти болты необходимо заменить на новые.

Отверните болт крепления задней опоры силового блока к двигателю.

Отделите резиновые подвесы системы выпуска отработавших газов от кронштейнов, расположенных на подрамнике. Отсо-

Рис. 6.13. Для облегчении устаноиии втулки разрезаны

едините проводку от кислородного датчика. Отверните болты задних кронштейнов креппения подрамника (рис. 6.10). Снимите шайбы. Избавьтесь от болтов — при установке необходимо воспользоваться новыми

Для получения доступа к болтам скоб крепления стабилизатора опустите рычаг домкрата вместе с подрамником на небольшое расстояние.

Отвврните болты скоб крепления стабилизатора к подрамнику, снимите скобы и извлеките стабилизатор из-под автомобиля (рис. 6.12). Избавьтесь от болтов — при установке необходимо воспользоваться новыми.

Внимательно осмотрите стабилизатор, его стойки и резиновые втулки в поисках следов повреждений. Обратите внимание на то, что для удобства установки втулки разрезаны [рис. 6.13).

Установка

Заведите стабилизатор на место. Вверните новые болты скоб его крепления и затяните их, приложив требуемое усилие.

Поднимите подрамник, установите кронштейны его крепления и от руки затяните болты.

Теперь необходимо отцентрировать подрамник. Для этого необходимо воспользоваться фирменными приспособлениями или их аналогами (отрезками металлического прутка длиной 150 и диаметром 20 мм). Эти приспособления вставляются сквозь отверстия в подрамнике в специальные отверстия, расположенные на лонжеронах (рис. 6.16).

Рас. 6.16. Отцентрируйте подрамнии, зааеда приспособления скиозь специальные отверстия подрамника в ответные отверстии, расположенные на лоижероиаа

Отцентрировав подрамник, вверните новые передние болты его креппения. Затяните все болты крепления подрамника, приложив требуемые усилия.

Дальнейшая установка выполняется в обратной поспедовательности.

7 Задний ступичный подшипник — замена ^

Подшипники поставляются только в сборе со ступицами.

Снимите тормозной диск (см. главу 9).

Отверните болт и снимите датчик ABS со ступичного узла (рис. 7.3).

Отвврните четыре болта (типа Тогх) и снимите ступицу со ступичного узла.

Рис. 7.3. болт креплении датчика IBS и болты креплении задней ступицы (указаны стрелками)

Установите новую ступицу и затяните болты ее креппения, приложив требуемое усилие.

Установите датчик ABS и тормозной диск (см. главу 9).

8 Задний ступичный узел и продольный рычаг— ||

снятие и установка ^

Снятие

Снимите соответствующую заднюю пружину подвески (см. параграф 10).

Отверните гайки и снимите пластиковую панель (рис. 8.2).

Рис. 8.9. Передние болты арепленна продольного рычага

Рас. 9.3. Верхние болты крепления амортизатора (указаны стрелкама)

Отверните нижний болт крепления амортизатора и отсоедините его от продольного рычага (рис. 9.4).

Рис. 8.15. Расстоание между центром ступицы и краем арка должно быть раано 350 мм

Отверните болт и отсоедините датчик ABS от ступичного узла. Не отсоединяйте от него проводку.

Отверните болты крепления верхнего поперечного рычага и поперечной тяги к продопьному рычагу (рис. 11.4, 11.7,а,б).

Отверните болт и отсоедините нижний поперечный рычаг от ступичного узла (рис. 11.10,а,б).

Отверните винт и отсоедините от продольного рычага трос стояночного тормоза (рис. 8.7).

Высвободите проводку датчика ABS из промежуточных креппений к продольному рычагу.

Отверните два болта креппения рычага к кузову и извпеките его из-под автомобипя [рис. 8.9).

Рис. 9.4. Нижний болт крепления амортизатора (указан стрелкой)

Резиновую втулку, расположенную в рычаге, можно заменить, однако поскольку для этого необходим гидравлический пресс.

мы рекомендуем выполнить эту процедуру на станции обслуживания.

Установка

Заведите рычаг на место и затяните два передних болта его крепления, приложив требуемое усипие.

Закрепите проводку датчика ABS на

рычаге.

Закрепите трос стояночного тормоза на рычаге.

Присоедините к продольному рычагу и ступице верхний и нижний поперечные рычаги, поперечную тягу, но не затягивайте болты их креппения. Предварительно необходимо правильно расположить продольный рычаг.

Уприте рычаг гидравлического домкрата в нижнюю опору амортизатора и начинайте поднимать его. Поднимать ступичный узел необходимо до тех пор, пока расстояние между краем арки колеса и центром ступицы не станет равным 350 мм (рис. 8.15).

Затяните болты крепления верхнего и нижнего поперечных рычагов и поперечной тяги, приложив требуемые усилия.

Дальнейшая установка выпопняется в обратной поспедовательности.

9 Задний

Рнс. 9.5. Отверните гайку креплении аервней опоры амортизатора

амортизатор — снятие и установка ^

Снятие

Ослабьте гайки крепления соответствующего заднего колеса, подложите упоры под передние копеса, поднимите заднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подьем и фиксация автомобиля»). Снимите колесо

Уприте рычаг гидравлического домкрата в ступичный узеп и поднимите его на небопьшое расстояние (чтобы убрать нагрузку с амотризатора).

Отверните два верхних бопта крепления амортизатора (рис. 9.3).

Отверните нижний бопт креппения амортизатора и отдепите его от ступичного узпа (рис. 9.4).

При необходимости отверните гайку и снимите с амортизатора верхнюю опору (рис. 9.5).

Проверьте состояние амортизатора и. при необходимости, замените его.

Установка

Установка выполняется в обратной последовательности. Болты крепления амортизатора затяните, приложив требуемые усилия.

10 Пружина

задней подвески — ^ снятие и установка ^

Снятие

Ослабьте гайки крепления соответствующего заднего колеса, подложите упоры под передние колеса, поднимите заднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры [см. «Подъем и фиксация автомобиля»). Снимите колесо.

Левая пружина

Установите на пружину сьемник и сожмите ее. На фирменной станции для сжатия пружин используют приспособления 951 2911 и 951 2897. однако можете воспользоваться их аналогами [рис. 10.2).

Правая пружина

Снимите амортизатор (см. параграф 9), затем немного опустите рычаг домкрата.

Установите на пружину съемник и сожмите ее. На фирменной станции для сжатия пружин используют приспособления 951 2911 и 951 2897, однако можете воспользоваться их аналогами (рис 10.2).

Обе пружины

Снимите пружину.

Внимательно осмотрите ее поверхность. При обнаружении следов повреждений или износа замените пружину.

Установка

Рис. 10.7,1. Выступ [указан стрелкой), распопожеииый на нижней опоре, должен зайти а ответное отверстие рычага

Установите резиновые опоры пружины на поперечный рычаг и пружину, правильно их сориентировав (рис. 10.7.а.б).

Установите сжатую пружину на рычаг. Поверните ее таким образом, чтобы она правильно расположилась на рычаге.

Поднимите поперечный рычаг домкратом и заведите пружину в нишу, расположенную на кузове.

Установите амортизатор (если снимали). Вверните и от руки затяните болты его крепления. Опустите рычаг домкрата и окончательно затяните бопты крепления амортизатора, приложив требуемые усилия.

Снимите приспособления для сжатия пружин.

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.

11 Рычаги

Рис. 11.4. Болты крепления поперечной тиги Рис. 11.7,а. Внутренний болт (указан стрелкой) (указаны стрелками) крепления верхнего рычага

задней подвески — % снятие и установка ^

Снятие

Ослабьте гайки крепления задних колес. подложите упоры под передние колеса, поднимите заднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подъем и фиксация автомобиля»). Снимите колеса.

Поперечная тяга

Снимите пружину подвески (см. параграф 10).

Рис. 10.7,6. Торец верхнего витка пружины спедует упереть в упор, распопоженный на опоре (указан стрелкой)

Заведите рычаг гидравлического домкрата под ступичный узел и поднимите его на небольшое расстояние, убрав давление с болтов крепления тяги.

Отверните болты и снимите тягу (рис. 11.4).

Верхний поперечный рычаг

Снимите пружину подвески (см. параграф 10).

Заведите рычаг гидравлического домкрата под ступичный узел и поднимите его на небольшое расстояние, убрав давление с болтов крепления рычага.

Отверните болты и снимите рычаг (рис. 11.7,а.б).

Нижний поперечный рычаг

Снимите пружину подвески (см. параграф 10).

Отверните гайки и снимите стойки стабилизатора (рис. 12.2).

Пометьте ориентацию эксцентриковой шайбы внутреннего болта относительно рычага. Отверните оба болта крепления рычага. поверните стабилизатор примерно на 30° и снимите рычаг (рис. 11,10,а,б).

Осмотрите втулки рычага. При обнаружении следов износа втулку следует заменить. Поскольку для замены втулок необходим гидравлический пресс, мы рекомендуем выполнить эту процедуру на станции обслуживания.

Установка

Рас. 11.7,б. Наружны! болт (указан стрелка!)

Рас. 11.10,а. Отаерните наружны! болт (указан стрелкой) креплении нижнего рычага

Установка выполняется в обратной последовательности. Имейте в виду следующее:

Рис. 12.2. Болт (указан стрелкой) крелленаи заднего стабилизатора а рычагу

а) Болты и и гайки затягивайте, прикладывая требуемые усилия, предварительно нанеся на их резьбы специальный клей.

Рис. 12.3. Отверните болты (указаны Рас. 13.4. Ослабьте центральный болт Рас. 13.5,а. Выверните виит (указан стрелвой)

стрелками) саоб креплении стабалазатора креплении рулевого аолеса

б] Перед тем как окончательно затягивать любые болты и гайки, необходимо установить рычаги в рабочее положение (см. п. 15 параграфа В).

12 Задний стабилизатор поперечной

устойчивости — «снятие и установка ^

Снятие

Подложите упоры под передние колеса. поднимите заднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см. «Подъем и фиксация автомобиля»),

Отверните наружные гайки креппения стабилизатора Не повредите резиновые втулки (рис. 12.2).

Отверните бопты скоб крепления стабилизатора к подрамнику. Извпеките стабилизатор из-под автомобиля (рис.12.3).

Внимательно осмотрите стабилизатор, его стойки и резиновые втулки в поисках спедов повреждений. Обратите внимание на то, что для удобства установки втулки разрезаны. Устанавливать их следует на прежние места.

Установка

Заведите стабилизатор на место и затяните болты скоб его крепления, приложив требуемое усилие.

Установите стойки стабилизатора и затяните гайки их крепления, приложив требуемое усилие. Если палец шарнира стойки проворачивается, удерживайте его шестигранником.

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.

13 Рулевое колесо —

снятие и установка ^

А

Внимание! Будьте осторожны, снимая подушки безопасности. Всегда держите подушку рабочей поверхностью от себя. Помните, что вы всегда можете обратиться за квалифицированной помощью.

Снятие

Расположите передние колеса прямо

Снимите подушку безопасности водителя (см. главу 12).

Отсоедините разьем зеленого цвета, расположенный на рулевом колесе.

Отверните центральный болт креппения рулевого колеса (рис. 13.4).

Убедившись в том, что рулевое колесо установлено прямо, затем отверните винт (рис. 13.5,а) и вверните его в отверстие, расположенное на контактном блоке (рис. 13.5,6), тем самым заблокировав его

Сведите копесо с вала колонки, пропустив проводку сквозь отверстие.

Установка

Убедитесь в том, что колеса установлены прямо.

Проведите проводку сквозь отверстие в рулевом колесе и заведите его на вал. Выступы, расположенные на контактном блоке, должны зайти в ответные пазы, расположенные на ступице колеса. Имейте в виду, что верхний кожух рулевой колонки присоединен к рамке приборного щитка. Не пытайтесь повернуть рулевое колесо при заблокированном контактном блоке — вы повредите блок.

Вверните новый болт крепления рулевого колеса и от руки затяните его.

Выверните винт из контактного блока и вверните его в прежнее отверстие. Установите на место пластиковую полосу.

Затяните болт крепления рулевого колеса, приложив требуемое усилие

Рис. 14.6. Отверните винты гуиазаиы стрелками) и отделите выключатели от кронштейнов

Рис. 14.Э. Отделите пыльник от кузова

Установите подушку безопасности (см. главу 12).

14 Рулевая колонка — снятие и установка ^

Снятие

Отсоедините проводку от отрицательной клеммы аккумулятора (см. главу 5А).

Полностью вытяните рулевое колесо, затем снимите его (см. параграф 13].

Отверните винты и снимите нижнюю панель отделки лицевой панели со стороны водителя (см. главу 11).

Отверните четыре винта и снимите упор для колена (если есть) и воздуховод, расположенные под колонкой.

Выверните три винта (типа Тогх) из нижнего кожуха рулевой колонки, затем разделите кожухи. Снимите нижний кожух

Рис. 13.5,6. Вверните его в отверстие (указано стрелкой), заблокировав контактный блок

Рис. 14.7,а. Отверните два ванта (указаны стрелками)

Рис. 14.10. Отвераате стяжной болт (указан стрелкой)

и отведите верхний в сторону. При необходимости можете снять пыльник, расположенный между верхним кожухом и лицевой панелью (рис. 14.5,а,б). 6 Выключатели стеклоочистителей и указателей поворотов крепятся двумя вин

Рас. 14.5,а Отверните трв ванта тами каждый Отверните винты и снимите выключатели с кронштейнов (рис. 14.6).

Отверните два винта, высвободите фиксатор и сдвиньте контактный блок и блок управления назад. Отсоедините проводку от блоков (рис. 14.7,а,б).

Отсоедините остальную проводку, затем высвободите жгуты из промежуточных креплений, расположенных под колонкой.

Высвободите нижний пыльник колонки из фиксаторов и аккуратно отделите от кузова (рис. 14.9).

Отверните нижний стяжной болт, полностью высвободите рычаг регулировки положения рулевой колонки и сведите карданный шарнир с вала (рис. 14.10). Избавьтесь от болта — при установке необходимо воспользоваться новым.

Рас. 14.5,6. Разделите кожухи рулевой колонии и отсоедините пыльник(указан стрелкой)

Рис. 14.7,6. Вдавите фиксатор (указан стрелкой) и снамате блок с колоака

Рас. 14.11. Болты крепления рулевой колонки

Отверните четыре болта и извлеките колонку из салона автомобиля (рис. 1411). Избавьтесь от болтов — при установке необходимо воспользоваться новыми.

Рис. 14.12. Высверлите головки виитов

(по одному с каждой стороны), затем нажмвте

на фиксаторы (указаны стрелкама)

При необходимости можете высверлить винты, вдавить фиксатор и снять с колонки блокиратор (рис. 14.12). Дальнейшую разборку колонки выполнять не рекомендуется.

Установка

Установка выполняется в обратной последовательности. Имейте в виду следующее:

а] Нанесите на шлицы вала смазку. 61 Болты крепления рулевой колонки разной длины — короткие должны располагаться ближе к стенке моторного отсека.

в 1 Воспользуйтесь новым стяжным болтом.

г) Устанавливая блокиратор колонки, затягивайте новые болты до срезания их головок.

д) Если вы повернули рулевую колонку или колеса, контактный блок необходимо отцентрировать (см. главу 121.

15 Рулевой механизм — ^ снятие и установка ^

Снятие

Расположите передние колеса прямо. Извпеките кпюч из замка и заблокируйте рулевую колонку.

Отверните винты и снимите нижнюю панель отделки лицевой панели со стороны водителя (см. главу 11).

Высвободите нижний пыльник колонки из фиксаторов и аккуратно отделите от кузова Отверните нижний стяжной болт, попностью высвободите рычаг регулировки положения рулевой колонки и сведите карданный шарнир с вала (рис. 14.9,14.10). Избавьтесь от болта — при установке необходимо воспользоваться новым.

Ослвбьте гайки креппения передних колес. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры (см «Подъем и фиксация автомобиля»). Снимите колеса.

Рас. 1S.11. Отверните болты арелленпа механизма в подрамнику

Рис. 15.18. Болт креплеина фланца (указан стрелкой)

Отверните винты крепления приводных валов к ступицам и сдвиньте валы внутрь ступиц на 10-15 мм. Отворачивая винты, попросите ассистента нажать и удерживать педаль тормоза. Избавьтесь от винтов — при установке необходимо воспользоваться новыми

Отверните семь винтов и снимите защиту моторного отсека (рис. 6.1).

Измерьте длину любой из рулевых тяг относительно кожуха рулевого механизма и запишите полученное значение.

Отверните гайки креппения пальцев наконечников рулевых тяг, затем съемником высвободите пальцы из ступичных узлов (рис. 19.3).

Ослабьте гайку (верхняя сторона гайки должна расположиться на одном уровне с торцом папьца) крепления пальца шарнира поперечного рычага к ступичному узлу. Съемником высвободите папец из ступичного узпа. Если при отворачивании гайки палец начал проворачиваться, удерживайте его шестигранником (гнездо — в торце папьца). Попностью отверните гайку.

Монтировкой опустите рычаг, высвободите палец шарнира рычага из ступичного узла и отведите ступичный узеп в сторону (рис. 3.4). Не повредите пыльник шарового шарнира. Аналогичным образом отделите от ступичного узпа противоположный рычаг.

Отверните болты крепления рулевого механизма к подрамнику (по одному с каждой стороны), отведите механизм в сторону и подвяжите к кузову (рис. 15.11).

Отверните гайки крепления стоек стабилизатора к стабилизатору.

Заведите гидравлический домкрат под подрамник и уприте рычаг в его заднюю сторону. Примите вес подрамника на домкрат

Отверните болт крепления задней опоры сипового блока к двигателю.

Отверните передние болты креппения подрамника к кузову (по одному с каждой стороны) (рис. 6 8) и выбросьте — при установке их необходимо заменить на новые.

Отделите резиновые подвесы системы выпуска отработавших газов от кронштейнов. распопоженных на подрамнике. Отсоедините проводку от кислородного датчика. Отверните болты задних кронштейнов крепления подрамника (рис. 6.10). Снимите шайбы. Избавьтесь от болтов — при установке необходимо воспользоваться новыми.

Опустите подрамник на небольшое расстояние.

Отверните болт и отделите магистрали системы гидроусиления от рулевого механизма (рис. 15.18). Удалите все следы вьпекшей жидкости Незамедлительно заглушите все образовавшиеся отверстия. Избавьтесь от уплотнительных колец — при установке необходимо воспользоваться новыми.

Извлеките рулевой механизм из-под автомобиля

Установка

Поворачивая вал рулевого механизма, установите требуемую длину рулевой тяги

Заведите рулевой механизм под моторный отсек и подвесьте его к кузову (там же, где он бып подвешен при снятии).

Заведите карданный шарнир рулевой колонки не вал механизма.

Установите новые уплотнительные кольца на магистрали системы усиления и присоедините их к рулевому механизму Надежно затяните болт

Поднимите домкрат и установите на место подрамник. Вверните бопты крепления механизма к подрамнику.

Установите кронштейны креппения подрамника и от руки затяните все бопты его крепления.

Теперь необходимо отцентрировать подрамник. Для этого необходимо воспользоваться фирменными приспособлениями (каталожный номер 999 7089) или их аналогами (отрезками металлического прутка длиной 150 и диаметром 20 мм). Зги приспособления вставляются сквозь отверстия в подрамнике в специальные отверстия, расположенные на лонжеронах (рис. 6.16).

Отцентрировав подрамник, затяните все болты его креппения, приложив требуемые усилия.

Вверните новый стяжной болт крепления рулевой колонки к валу рулевого механизма и затяните его требуемым усипием

Дальнейшая установка выполняется в обратной поспедоватепьности Имейте в виду следующее:

а] Болты и гайки затяните, приложив требуемые усилия (если оговорены)

б] Удалите воздух из системы усиления рулевого управления (см параграф 17].

в] Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте углы установки передних колес.

16 Пыльники рулевого механизма — замена ^

1 Снимите наконечник соответствующей рулевой тяги (см. параграф 19) Попностью отверните стопорную гайку.

Ослабьте два хомута и сведите пыльник с рулевого механизма (рис. 16.2)

Тщательно очистите шарнир рулевой тяги и прилегающую к нему поверхность рулевого механизма.

Для предотвращения возможности повреждения нового пыльника обмотайте резьбу рулевой тяги скотчем. Заведите пыльник на тягу, затем на рулевой механизм.

Наверните на тягу стопорную гайку наконечника.

Vote] S40 & VSO

Установите наконечник рулевой тяги (см. параграф 19).

17 Система усиления рулевого управления — удаление воздуха

Бачок системы расположен в правой стороне моторного отсека, за блок-фарой Снимите правую блок-фару (см. главу 12).

Тщательно очистите горловину бачка, затем отверните крышку и снимите ее вместе с щупом.

Уровень жидкости должен быть виден сквозь его поверхность При необходимости можете воспользоваться фонарем (рис. 17.3,а,б).

Если уровень ниже требуемого, аккуратно долейте в бвчок необходимое количество рекомендованной жидкости (см. «Еженедельные проверки»). Если вам приходится часто доливать жидкость, значит, в системе есть утечка. Устраните причину ее появления. Если в бачке нет жидкости, не пользуйтесь автомобилем до устранения причины.

После замены какого-либо компонента системы усиления или если уровень жидкости опустился ниже минимально допустимого. в систему мог попасть воздух Его необходимо удалить.

Заполните бачок жидкостью до требуемого уровня (см. ранее).

Запустите двигатель, поверните рулевое колесо до упоре в любую сторону, затем — в противоположную. При необходимости долейте жидкость в бачок.

Медленно поверните колесо до упора вправо и удерживайте его в этом положении 2 секунды.

Рис. 16.2. Ослабьте «омуты [указаны стрелками] и снимите пыльник

Медленно поверните колесо до упора влево и тоже удерживайте его в этом положении 2 секунды.

Рис. 17.3,а. На модификациях с дизельными даигателими уровень жидкости виден сквозь стенку банка (указан стрелкой)

При необходимости долейте жидкость в бвчок.

Повторяйте действия, приведенные в пунктах 8 и 9, до тех пор, пока работоспособность системы усиления не восстановится полностью.

Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости, затем установите блок-фару.

18 Электронный блок и насос системы усиления рулевого управления — снятие и установка

Снятие

Рис. 18.6. Отсоедините магистрали от банка Рис. 18.7. Болты креплении блока

1 Снимите правую блок-фару (см. главу 12).

Рис. 17.3,6. На модификациях с бензиновыми двигателями уровень жидкости должен находиться между метками (указаны стрелками)

Снимите передний бампер (см. главу 11), затем снимите правый пластиковый подкрылок

Шприцем откачайте максимально возможное количество жидкости из бвчка системы усиления.

Отверните болт кронштейна крепления магистрали системы на несколько оборотов и снимите кронштейн (рис. 18.4).

Отсоедините проводку от блока системы усиления (рис. 18.5).

Ослабьте хомут и отсоедините возвратную трубку от бачка, затем отверните штуцерную гайку и отсоедините от бачка трубку подачи жидкости{рис. 18.6). Незамедлительно заглушите все образовавшиеся отверстия и удалите все следы вытекшей жидкости.

Отверните три болта и снимите блок с насосом (рис 1 В.7).

Ряс. 18.4. Отверните болт кронштейна Рис. 18.5. Отсоедините проиодку от блока

креллеаия трубки (указан стрелкой)

Запасные части к блоку и насосу не поставляются. При выходе любого из них из строя замените узел в сборе.

Установка

9 Установка выполняется в обратной последовательности Имейте в виду следующее:

а) Установите новое уппотнитепьное

кольцо на штуцер подающей трубки 61 Болты крепления блока и насоса затяните, приложив требуемое усилие

в] Если вы установили новый узел, его необходимо запрограммировать на станции обслуживания.

г) После завершения работы долейте необходимое количество жидкости в бачок и удалите воздух из системы 1см. параграф 17).

19 Наконечник рулевой тяги — снятие и установка ^

Снятие

Ослабьте гайки крепления соответствующего колеса. Полностью затяните рычаг стояночного тормоза, поднимите переднюю часть автомобиля и установите на опоры (см. «Подъем и фиксация автомобиля»), Снимите колесо.

Удерживая наконечник рулевой тяги гаечным ключом, отверните стопорную гайку на половину оборота (рис. 19.2). Чтобы после завершения работы не регулировать углы установки колес, не перемещайте стопорную гайку.

Удерживая палец шарнира наконечника рулевой тяги шестигранником, практически полностью отверните гайку его крепления Сьемником высвободите палец из ступичного узпа, полностью отверните гайку и извлеките палец шарнира из гнезда (рис. 1 Э.З.а.б).

Сведите наконечник с рулевой тяги, посчитав число оборотов. Запишите полученный результат

Установка

Наверните наконечник на тягу на посчитанное ранее число оборотов

Заведите палец шарнира в ступичный узел, наверните новую гайку и затяните ее. приложив требуемое усилие.

Удерживая наконечник рулевой тяги гаечным ключом, затяните стопорную гайку.

Рас. 19.2. Ослабьте стопорную ганку (указана Рас. 19.3,а. Удерживайте палец шарнира Рас. 19.3,6. Сьемником иысаободнте палец

стрелкой) шестигранником шарнира аз ступичного узла

Установите колесо, опустите автомобиль на землю и дотяните колесные гайки

в диагональной последовательности, приложив требуемое усилие. 9 Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте углы установки передних колес.

20 Углы установки колес —

общие сведения

Геометрия подвески определяется четырьмя величинами — развалом, кастором, углом поперечного наклона оси поворота и схождением (рис. 20.1). Все они измеряются в градусах. На описываемых в данном Руководстве автомобилях регулируется только схождение передних и задних колес, а также развал передних. Все остальные углы устанавливаются в процессе производства автомобиля и регулировке не подлежат.

Развал - это угол между вертикалью и плоскостью колеса (если смотреть спереди ипи сзади автомобиля) Развал измеряется в градусах и считается положительным при наклоне колеса наружу.

Развал передних колес можно отрегулировать. Для этого необходимо ослабить болты крепления поворотных кулаков к ступичным узлам и сместить ступичные узлы.

Кастор это угол между осью поворота и вертикалью (если смотреть сбоку). Кастор считается положительным, если ось поворота наклонена в сторону задней части автомобиля.

Угол поперечного наклона оси поворота относительно плоскости колеса — это угол между осью поворота и плоскостью колеса (если смотреть спереди ипи сзади).

Схождение это величина, на которую расстояние между передними внутренними краями колес отличается от расстояния между задними (на уровне центров ступиц). Схождение считается положительным, если расстояние между передними краями меньше, чем между задними, и отрицательным, если наоборот.

Для регулировки схождения передних колес необходимо ввернуть рулевые тяги внутрь их наконечников или вывернуть из них. При этом изменяются общие длины тяг (вместе с наконечниками) и, соответственно. угол схождения колес.

Для регулировки схождения задних колес необходимо повернуть передний болт крепления продольного рычага задней подвески. На болт установлена эксцентриковая шайба, при изменении положения которой смещается ось крепления рычага и, соответственно, угол схождения.

Все остальные углы устанавливаются в процессе производства автомобиля и регулировке не подлежат Если автомобиль не был в серьезной аварии и в подвеске нет поврежденных и очень сильно изношенных компонентов, эти углы должны быть в пределах нормы

Развал

Угол поперечного

наклона

оси поворота

i

Для выполнения точной регулировки развала и схождения колес необходимо специальное оборудование. Вы можете выполнить эту процедуру на станции обслуживания

Глава 1 1


Хостинг от uCoz